01.03.2016

Порт со сборкой

Использование термина «Портоцентричная логистика» для крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) только на первый взгляд выглядит необычно. Тем не менее, эта новая концепция, широко применяемая сейчас при перевозках грузов в контейнерах, может дать новое развитие логистике КТГ за счет переноса в порт крупноузловой сборки и разборки относительно простых грузов.

32-33.jpg
Целью портоцентричной логистики является достижение большей экономической эффективности путем перемещения в порт или на территории, непосредственно примыкающие к порту, процессов переработки и дистрибуции товаров. Для контейнерных грузов, это, в первую очередь, было вызвано экономическими факторами и действиями государственных органов, а также: стремлением снизить транспортные расходы, снизить затраты на энергоресурсы, стремлением увеличить оборачиваемость специального контейнерного оборудования, новыми экологическими нормами, например, по выбросу углеродов, и, наконец, целевыми государственными программами по снижению нагрузки на дорожную сеть.

С учетом накопленного опыта развития портоцентричной логистики контейнерных грузов рассмотрим существующие предпосылки и тенденции развития для КТГ. Во-первых, порт - это «узкое» место в логистике где происходит перевалка с морского транспорта, на котором почти нет ограничений в весе и габаритах грузов, на наземный и речной, а здесь эти ограничения есть и существенные. Во-вторых, грузы становятся тяжелее, больше и сложнее технически. В-третьих, происходит последовательное ужесточение госрегулирования в использовании наземной транспортной инфраструктуры. Все это стимулирует развитие транспортной инфраструктуры, включая развитие портов и транспортных подходов к ним.

С другой стороны удаленность от мест перевалки конечных и начальных мест погрузки и доставки КТГ, а также наличие ограничений в транспортной доступности ряда производителей или получателей КТГ привели к необходимости переноса крупно-узловой сборки и разборки в порт относительно простых грузов, например демонтаж колес у карьерных самосвалов.  В рамках классической логистики, порт является только местом перевалки. Портоцентричная логистика предъявляет к портам совершенно иные требования и набор услуг.

В развитие классики

В рамках классической логистики порт осуществляет перевалку КТГ с морского транспорта на наземный транспорт, включая технологическое накопление и хранение грузов. Например, на Морском многофункциональном перегрузочном комплексе (ММПК) Бронка в течение первого года эксплуатации вес самого тяжелого грузового места, перегруженного крановым оборудованием, составил 220 тонн. КТГ весом 324 тонны был перевален на речную баржу судовыми кранами. Таким образом, ММПК «Бронка» полностью готов переваливать КТГ в рамках классической логистики. Встает вопрос: что дальше?

Дальнейшим развитием портовой деятельности может стать портоцентричная логистика КТГ, которая успешно функционирует и развивается, но пока только за рубежом. Два наиболее наглядных и успешных примера реализации портоцентричной логистики КТГ - завод по производству ветрогенераторных установок компании Сименс в порту Куксхафен в Германии и терминал Валлеманн в порту Гамбург, который, кроме традиционных услуг, оказывает услуги по изготовлению транспортной упаковки.

В рамках портоцентричной логистики КТГ в порту могут оказываться следующие услуги: крупно-узловая сборка и разборка грузов, а так же проведение последующих испытаний на специализированных площадках, с учетом требований грузовладельца к качеству проведения работ; крупно-узловая сборка и разборка грузов на универсальных площадках, с подключения к электросетям терминала; предоставление площадок для длительного хранения КТГ с возможностью поддержания температурного и влажностного режимов хранения; изготовление транспортной упаковки и упаковка КТГ.

Предоставление данных услуг в рамках требований  ортоцентричной логистики дает возможность  тандартизировать набор услуг и упростит расчет стоимости транспортировки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Однако необходимо учитывать, что далеко не для каждого КТГ имеет смысл переносить часть технологических работ в порт. Так, важным условием для развития портоцентричной логистики является наличие свободных площадей прилегающих к порту. Этому требованию среди российских портов на Балтике отвечают только построенные порты Усть Луга и Бронка.

Тем не менее, оба эти порта, обладая достаточными территориями для развития портоцентричной логистики КТГ, имеют свои преимущества и недостатки. Например, порт Усть-Луга имеет отличные автомобильные и железнодорожные подходы, но не может переваливать КТГ на речной транспорт.

Напомним, Усть Луга является первым портом в России, в проект которого закладывалось строительство  индустриальный парка площадью 3000 га – идеальные условия для развития. Однако удаленность от мест производства и доставки КТГ пока не выявила этого преимущества. Бронка, наоборот максимально приближена к производственным ресурсам северо-западного региона.

Вариант для Бронки

Реализации портоцентричной логистики КТГ на ММПК «Бронка» позволит: переваливать КТГ весом 1000 и более тонн с/на морские суда, включая крановые; принимать под обработку речные суда, включая суда с классом района плавания 0 (перевалка будет производиться как крановым, так и накатным вариантом); размещать КТГ на специализированной площадке для длительного хранения с возможностью их электроснабжения; проводить крупно-узловую сборку или разборку с дальнейшими испытаниями (специализированный цех может располагаться внутри или вне зоны таможенного контроля, причем он должен быть оборудован подъёмной техникой, опорами, стендами для проведения испытаний и всеми техническими системами в полном соответствии с требованиями грузовладельцев); проводить крупно-узловую сборку или разборку на универсальных площадках с возможностью подключения к электросетям терминала; принимать под обработку в порту ж/д транспортеры грузоподъемностью до 500 тонн, включая сочлененные, благодаря большому радиусу подъездных путей порта; обеспечивать выезд специализированного автомобильного транспорта с КТГ на федеральную и областную трассы.

Цель портоцентричной логистики – достижение большей
экономической эффективности:
  • снижение транспортных расходов;
  • решение проблем с транспортной доступностью; оптимизации и повышению эффективности использования финансовых средств;
  • обеспечивать повышение точности сроков доставки;
  • обеспечение сохранности грузов при перевалке и хранении.
Читать другие новости
FB